г.Несвиж, ул.Чкалова,8 тел.8(01770)5-91-46
Управление образования Минского облисполкома

Учреждение образования
НЕСВИЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ЯКУБА КОЛАСА

ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫПУСКНИКИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА ЖИВЁМ БЕЗОПАСНО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ КОНТАКТЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА СППС, телефоны доверия 8-029-899-04-01
Директор
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ЖУРАВЛЁВА

Горячие новости

15.08.2017
Приёмная кампания  завершается

подробнее...

12.08.2017
На отдых вместе!

подробнее...

07.08.2017
Благоустройство своими руками

подробнее...

01.08.2017
1 августа 2017 года наш колледж посетил один из самых именитых выпускников Несвижского педагогического училища 1956 года - Иван Иванович Антонович

подробнее...

28.07.2017
Молодёжный волонтёрский лагерь «Наследие Радзивиллов-2017»

подробнее...

Родительский всеобуч

Курение как фактор риска

раковых заболеваний

 

   По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый  12-й  житель планеты умирает от последствий курения. 40-45% всех случаев смерти от рака связывают с курением, их них в 90-95%  – это рак  легкого. Курение также  приводит к различным заболеваниям сердца и легких.

    Табак является причиной смертности от бронхита и эмфиземы в 75 % и от болезней сердца  приблизительно в  25 % всех случаев. Около 25 % курильщиковумирает преждевременно по причине курения. Умершие вследствие курения в среднем теряют 15 лет своей жизни.

  Курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз — раком легких.

  Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков — полпачки.

  Влияние курения на риск возникновения злокачественных опухолей хорошо изучено. Выяснено, что курение табака является непосредственной причиной рака губы, языка, глотки, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, трахеи, бронхов, мочевого пузыря, почки, шейки матки и миелоидного лейкоза.

  Табак содержит никотин – вещество, которое вызывает наркотическую зависимость и характеризуется навязчивой, непреодолимой тягой к его потреблению. В состав табачного дыма, кроме никотина, входят несколько десятков токсических и канцерогенных (вызывающих рак) веществ. Некоторые из них содержатся в табачном листе, другие образуются при его обработке и горении. Большинство канцерогенных и мутагенных веществ содержатся в твердой фракции табачного дыма (смоле), которая задерживается фильтром. Содержание смолы и никотина в табачном дыме может быть различным и зависит от типа сигарет, фильтра, сорта табака и его обработки, качества сигаретной бумаги. В большинстве стран введены нормативы на содержание никотина и смолы. Для смолы эти нормативы варьируют от 10-15 мг/ сиг, а для никотина - 1-1,3мг/ сиг.

  Показатель риска, связанный с курением, различен для опухолей различных локализаций и зависит от возраста на момент начала курения, длительности курения и количества сигарет, выкуриваемых в день.

    Риск возникновения рака полости рта и глотки у курящих повышен в 2–3 раза по сравнению с некурящими и в 10 раз у тех, кто курит более одной пачки сигарет в день. Риск развития рака гортани и легкого у курильщиков очень высок. Так, риск возникновения рака легкого увеличивается в 3–4 раза при выкуривании более 25 сигарет в день.

  Результаты американских исследователей указали на важную роль возраста на момент начала курения. Наибольший риск возникновения рака легкого отмечен у мужчин, начавших курить до 15 лет.

  Риск возникновения рака пищевода в 5 раз выше у курящих по сравнению с некурящими, а риск рака желудка – в 1,5 раза. Курение является одной из причин рака поджелудочной железы, и риск возникновения рака у курящих повышен в 2–3 раза. Доказана связь между курением и риском развития рака прямой кишки.

   Выявлен повышенный риск развития рака печени у курящих, особенно в сочетании с употреблением алкоголя или у инфицированных вирусами гепатита В и С.

   Риск рака мочевого пузыря и почки среди курящих повышен в 5–6 раз.

 Выявлена связь между курением и раком шейки матки у женщин, инфицированных вирусом папилломы человека.

  В исследовании, проведенном в 4 российских городах (Барнауле, Владивостоке, Томске и Тюмени), выявили очень высокую частоту курения. Среди мужчин, умерших от причин, связанных с курением, она достигла 63%.

  Пассивное курение (нахождение рядом с курящим) также является опасным и повышает риск возникновения рака легкого на 30%.

 Таким образом, курение является важнейшей причиной развития злокачественных опухолей.

 Снижение числа курящих в США и Великобритании привело к уменьшению заболеваемости и смертности от рака легкого и других видов опухолей, связанных с курением.

  Не случайно, первый пункт рекомендаций программы "Европа против рака" гласит: «Не курите, особенно в присутствии некурящих! Курение является главной причиной преждевременной смерти».

  Если нынешние темпы роста числа курильщиков сохранятся к 2020 году, то ежегодно в мире от заболеваний, связанных с табаком, будут умирать 10 млн. человек, причем 70% этих смертей будут приходиться на развивающиеся страны. Успешная борьба с курением позволит предотвратить около 30% онкологических заболеваний, т.е. ежегодно спасать 2 млн. жизней.

 Медицинские работники должны принимать активное участие в организации мероприятий по отказу от курения. При адекватной борьбе с курением можно добиться улучшения состояния здоровья трудоспособного населения и предупредить сокращение населения республики.

Отказ от курения даже в зрелом и пожилом возрасте окупается сполна:

  • через 8 часов уровень кислорода в крови возвращается к норме;
  • через 48 часов человек обретает обоняние и вкус;
  • через 1 месяц станет легче дышать, исчезнут утомление, головная боль;
  • через 6 месяцев проходят бронхиты, восстановится сердечный ритм;
  • через 1 год вдвое уменьшается возможность умереть от ишемической болезни сердца;
  • через 5 лет в 2 раза сокращается вероятность заболеть раком легких или гортани.

         Для тех, кто уже курит, разработана целая система мероприятий по отказу от этой вредной привычки. Однако успех в борьбе с курением будет гарантирован лишь в том случае, если курящие сами придут к осознанному желанию бросить курить. Курить или не курить в собственной квартире – безусловно, выбор каждого. Но курить в общественных местах – это значит подвергать окружающих риску, чуть ли не большему, чем для самого курильщика. Курение является одной из наиболее распространенных и массовой в мировом масштабе привычкой, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. В курение вовлечены практически все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество.

_________________________________________________________________________________ 

А Н К Е Т И Р О В А Н И Е

        Одна знаменитая актриса недавно сказала: «Порядочный человек это тот, который может совершить предательство только тогда, когда на его детей направлено дуло пистолета». Задумайтесь над этой фразой. Но сегодня мы не будем говорить о порядочности, мы поговорим о самом дорогом: о жизни и здоровье наших детей. Ведь когда дело касается жизни и здоровья детей все становится не важно – ни яхты, ни самолёты, ни последний рубль. 
     Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
     В современном обществе наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков. И если раньше употребление данных веществ было постыдным, то курящая девушка, выпившие молодые люди, девушки и парни с бутылкой пива - очень распространенное явление. Эта проблема существует и у нас в колледже.
    Подростки в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет стараются попробовать все на свете. Они интересуются миром взрослых и хотят открыть его для себя. В числе прочего это означает, что они столкнутся с никотином и алкоголем, которые представляют вред для психического здоровья. У подростков возникает много вопросов об этих веществах. Они хотят точно знать, что эти вещества собой представляют, насколько они опасны. Поэтому мы должны уделять особое внимание этой теме.

       В рамках акции «STOP - табак» в колледже было проведено анкетирование среди учащихся по их отношению к вредным привычкам. Из 459 человек опрошено 140 учащихся.

       Уважаемые родители! Задумайтесь! Ведь это не просто цифры, за ними стоят наши с Вами дети. И именно от нас с Вами зависит их будущее.

Курят:
да – 14 человек ( 10%);
нет – 126 человек ( 90% ); 

Курят иногда:
да – 28 человек (20%);
нет – 112 человек (80%)

Считают, что курение влияет на здоровье:
да – 126 человек (90%);
не влияет – 6 человек (4%);
не знают –8 человек (6%);

Отношение к сигарете:
положительное – 7 человек (5%);
отрицательное – 88 человек (63%);
нейтральное – 45 человек (32%);

Видели, как употребляют наркотики:
да – 16 человек (11,5%);
нет – 124 человека ( 88,5%);

Есть друзья, знакомые, употребляющие наркотики:
да – 11 человек ( 8% ) ;
нет – 129 человек ( 82%);

Пробовали наркотики:
да –4 человека (3%) ;
нет – 136 человек (97%)

Если предложат, то попробуют:
да – 6 человек (4%) ;
нет – 128 человек (92%);
подумают – 6 человек (4%).

Отношение к наркотикам:
положительное – 2 человека (2%);
отрицательное – 133 человека (95%);
нейтральное – 5 человек (3%).

Алкогольные напитки употребляют:
• По праздникам – 80 человек (58%)
• По выходным – 2 человека (2%)
• Не употребляют вообще – 58 человек (40%)

Впервые попробовали алкогольные напитки:
• Дома - 94 человека (67%)
• В колледже - 1 человек (1%)
• Не пробовали – 45 человек (32%)

Были неприятности из-за употребления алкогольных напитков:
• Да - 17 человек (12%);
• Нет –123 человека (88%);

Вреден ли алкоголь для здоровья человека:
• Если в небольшом количестве, то нет - 45 человек (32%)
• Да вреден – 95 человек (68%)

Отношение к алкогольным напиткам:
• Положительное – 2 человека (2%)
• Отрицательное - 59 человек (42%)
• Нейтральное - 79 человек (56%)

        «Человек, переставший курить и пить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни» Л.Н.Толстой. 


        Не забывайте, что именно семья является базовым институтом воспитания, духовный микроклимат которого определяет уровень воспитанности ребёнка.

 

 

Почему подростки пробуют наркотики?

Подростковый возраст – возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем – от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования - это наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:
- желание не отстать от компании, быть «как все» в своей группе сверстников;
- желание пережить эмоциональное приятное состояние («кайф»);
- поиск фантастических видений, галлюцинаций («поймать глюки»);
- стремление «забыться», отключиться от неприятностей;
- любопытство, желание испытать неизведанное.
Есть еще и внешние причины:
- жестокое обращение с подростком в семье;
- несостоятельность в учебе;
- алкоголизм родителей;
- эмоциональное отвержение со стороны матери;
- постоянные конфликты между родителями;
- бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей.
Дело в том, что гармоничный ребёнок - человек, которого любят, уважают и принимают как равного, он чувствует себя самодостаточным, счастливым. Скорее всего, ему не придёт в голову искать «счастье – удовольствие» таким неудачным способом.
Помните, что подавляя ребёнка, или потакая ему, вы сами увеличиваете риск его неправильного поведения.
Что такое профессиональная направленность?
 
Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее восприятие целей и задач профессиональной деятельности.
Формировать профессиональную направленность у учащихся — это значит укреплять у них позитивное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания обучения, развивать идеалы, взгляды, убеждения.
Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с будущей профессией, появляется стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, желание показать себя умелым специалистом и достичь успеха в работе, растут притязания успешно решать сложные учебные вопрос задачи, усиливается чувство ответственности.
 
Пути формирования
профессиональной направленности личности
 
  • Разъяснение, применение убеждения для воздействия на процесс осознания целей и значимости избранной студентами профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет к человеку.
  • Формирование положительного эмоционального отношения к учебе, общественной работе, профессиональной деятельности через пример родителей.
  • Стимулирование родителями участия в научной работе.
  • Психологическая поддержка и помощь в ситуациях выбора.
 
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Особенности старшего подросткового возраста

      Родители, педагоги, медики, работники правоохранительных органов и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание – видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.
      Обзор литературы по проблеме взросления и практические наблюдения позволяют говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности поведения подростков.
     Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.
   Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, повышает их тревожность.
     Подросток вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как «движение» личности подростка в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.
    Некоторая универсальность задач развития в старшем подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности старшего подростка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.
     Наши дети сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом «перекрестке эпох», что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего подросткового возраста.
      Различия, как правило, находят свое отражение в представлениях молодых людей о том мире, в котором они живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях, и все это может вносить изменения в их психологические характеристики, затрагивать психофизиологические способы реагирования. Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек. 
    Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.
   Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.
Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками.
    Для них становится важным:
умение познакомится с понравившимся человеком;
свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
«героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
группе подростков свойственно возникновение кодексов;
подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.
   Главное новообразование юношеского возраста – открытие «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.
     Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.
   Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.
Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.
      Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение.
Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе – появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят» и т.д.
В подростковом возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление старшего подростка сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно.
    Поскольку подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.
     Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам.
    На основе созревания своего «Я» происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер.
   Схему целей развития в подростковый период можно представить следующим образом:
    общее эмоциональное созревание – от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
      Кристаллизация интересов к другому полу – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
     Социальное созревание – от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.
       Освобождение от опеки родителей – от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
     Выбор профессии – от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии. 
      Проведение свободного времени – от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
     Формирование жизненной философии – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.

      Выделяются следующие тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:
        Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания. 
      В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.
Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.
      Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной для подростка группой.
      Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой. Принцип воздействия в этом случае является господствующим в отношениях взрослых к детям. Именно он определяет позицию взрослого мира. При этом недостаточно внимания уделяется особенностям, структуре и содержанию реально происходящего саморазвития растущих людей, в том числе и тех закономерностей этого саморазвития (самосознания, самоопределения и др.), которые выступают регулирующими моментами процесса развития.
    Итак, развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.
    Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Ведущий для подростковой стадии тип деятельности предполагает, что в данной деятельности взаимоотношения самих детей и взрослых должны быть весьма разнообразными и развернутыми (и следовательно, поддающимися регуляции и контролю) и иметь за собой вполне осязаемую значимую объективную цель.
Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.
Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом. Среди реакции эмансипации выделяется две тенденции:
    Явная эмансипация: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.
      Скрытая эмансипация: бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.
     Подростковое сообщество воспроизводит те нормы и модели, которые дает ему в распоряжение общество взрослых. Ибо различные задачи отрочества (утвердить половую идентичность, достичь социальной самостоятельности) строятся исходя из предоставляемых взрослым обществом социальных программ, которые определяют переход к взрослому статусу. С этой точки зрения наше общество создало систему отторжения и ограничения подростков, фактически изгнанных со сцены социальной жизни, тем самым лишив себя свежести подросткового видения жизни. 
     Различного рода хобби, увлечения выступают для подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты. 
      В сексуальном развитии подростка наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Неудачный или травмирующий первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.
      Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.
Внимание к внешности. Сравнивая себя с «эталоном», подростки находят «недостатки» в своей внешности, что вызывает беспокойство и неуверенность в себе.
      Внимание к внутреннему миру, формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога.

Уважаемые родители!

      Относитесь, пожалуйста, с пониманием к особенностям периода взросления своего ребёнка и Вы без труда сможете преодолеть и предотвратить множество кризисных ситуаций и конфликтов, а также достичь гармонии во взаимоотношениях в семье. В определении задач и поиске путей воспитания в своей семье Вы должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребёнка, но сугубо индивидуально. Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

Понять подростка

      Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Половое созревание

    Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
      С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
      Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период "пустыней отрочества".
        Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Что ещё почитать:

Подростковый возраст. Психологические особенности
Кризис подросткового возраста
Мифы родительского воспитания
Школьники. Сменить школу?
Планирование карьеры ребенка или когда идти на профконсультирование
Конфликты в подростковом возрасте (Часть 1)
Конфликты в подростковом возрасте (Часть 2)
Основные новообразования
Формирование "Мы" - концепции

        Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп

       В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.
     Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими    собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
       Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.

Чувство взрослости

      Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
       Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей.   Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
        Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
        Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
        Внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка

      Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
      Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.


Воображение и творчество подростка

        Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры, подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
       Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
        Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания

      Описаны несколько типов отношений родителей и подростков: 
     Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
    Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
    Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку. 
    Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот.      Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

     Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
     Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

Кризис юношеского возраста

     Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
     У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Конфликты в подростковом возрасте

Часть 1

В этой статье вы узнаете:
о том, какие конфликты возникают в подростковом возрасте
что такое внутриличностный конфликт подростка, как он протекает, как его распознать
почему происходят конфликты с родителями
конфликты подростков с окружающими
к чему приводят конфликты (стресс и помощь подростку при стрессе)

       Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

Вот основные типы и причины конфликтов у подростка:
внутриличностный конфликт
 такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.
межличностный конфликт
 когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей
конфликт между личностью и группой
 может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы
межгрупповой конфликт
 возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп

      Итак, совсем еще недавно ребенок был милым и очаровательным, а сейчас вступает в то специфическое состояние, которое принято называть "подростковым возрастом". О "кризисе подросткового возраста" знают сейчас очень многие родители. Кто-то из родителей вспоминает свое отрочество с легкостью и удовольствием, а у кого-то эти воспоминания вызывают неприятные чувства и даже боль. Конечно "легких" возрастов не бывает, не успели мы отдышаться и тут же нас подстерегает очередной кризис. Но все же кризис отрочества, пожалуй, действительно самый острый и болезненный для всей семьи.

Что ещё почитать:

Понять подростка
Кризис подросткового возраста
Мифы родительского воспитания
Школьники. Сменить школу?
Планирование карьеры ребенка или когда идти на профконсультирование
Подростковый возраст. Психологические особенности

Конфликты в подростковом возрасте (Часть 2)

      В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, вовсю проявляемая инициатива – это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Появляется конфликт, который основан на недавнем кризисе развития 7 лет (компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти нал собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.
 Отношения с родителями несут на себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.
Как же выражаются все эти конфликты в семье. Как правило, внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение – все меняется. Появляются новые интересы, причем все сразу и одновременно. Меняется круг общения и компания становится строго избирательной. « 13-летняя Ира М. заявила своим родителям, которых она стала звать «предки», что с завтрашнего дня она становится скейтбордисткой, так как в ее кругу общения все ездят на скейтах, носят специальную одежду. Родители купили скейт и все аксессуары. Через месяц она сообщает, что теперь она рэперша, при этом ведет себя странно, использует сленг и движения своих новых кумиров. Еще через месяц она записывается в студию восточных танцев, так как «все девчонки» уже сто лет туда ходят. При этом она начинает спорить с учителями в школе и пропадать вечерами во дворе». Понятно, что такие «зашкаливания» нагнетают напряжение в семье, задают неровный, "рваный" ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, это создает сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится мамам и папам.

Как же быть и чем помочь подростку?..
Конфликты в подростковом возрасте

Часть 2

Как же быть и чем помочь подростку?
     Во-первых, не забывать, что основой такого поведения является потребность обрести власть над своей жизнью, отделиться, стать независимым от взрослых.
      Во-вторых, не забывать, что часто его уверенность, что он все сможет и все знает – иллюзия того, что он способен стать хозяином собственной жизни. 
      Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете.
       Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. И родители гордо произносят подобные фразы: "Если ты такой умный, не обращайся ко мне за деньгами, зарабатывай сам!" "Если ты такая взрослая, не плачься теперь и не обвиняй всех подряд. Ты ведь не слушала меня, когда я тебе говорила, что этот парень не внушает мне доверия!" Такие или подобные фразы звучат довольно часто в семье подростка. Причину подобной реакции взрослых В. Сатир видела, в частности, в том, что "…большинство родителей сами еще не до конца пережили свой подростковый возраст. И они вовсе не чувствуют себя наставниками, умудренными опытом". Многие из них, столкнувшись в общем-то с обыденными подростковыми проблемами своих детей, отнюдь не связанными с употреблением наркотиков, участием в криминальных группировках или ранней беременностью - разводили руками и честно признавались: "Я совершенно не представляю, что с этим делать". Для таких родителей проявление подростком здоровой и необходимой потребности в обретении контроля над собственной жизнью, является недопустимым и из ряда вон выходящим поведением. Они воспринимают действия сына или дочери как претензию на контроль и власть и над их жизнью тоже.
         В итоге поведение подростка, которое внешне выглядит, как отрицание и обесценивание авторитетных взрослых выглядит в глазах родителей как вызов. Контекст: "Я уже могу и хочу многое решать и делать самостоятельно. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!", читается как: "Я теперь главный! Будет так, как я скажу!" В результате в семье начинается элементарная борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. А дальше пошла цепная реакция: бунт подростка, бунт убеждает родителей в том, что они увидели его негатив. В итоге реакция родителей – непонимание того, что на самом деле хотел подросток.
      Возникает порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Для родителей - это, например, забота о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Для подростка - убежденность в том, что он не собирается делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.
Что ещё почитать:

Понять подростка
Кризис подросткового возраста
Мифы родительского воспитания
Школьники. Сменить школу?
Планирование карьеры ребенка или когда идти на профконсультирование
Подростковый возраст. Психологические особенности
Конфликты в подростковом возрасте (Часть 1)

Все это может быть следующим образом: 
Сын: Мама! Я сегодня пойду на тусовку агрессив-роллеров и задержусь до одиннадцати. (Не нужно беспокоиться за меня. Со мной все будет в порядке!). 
 Мать: (Хм, до одиннадцати… С кем это он пойдет? И куда? Он уже не считает нужным даже спросить разрешения! Просто ставит меня в известность! Если так пойдет дальше, скоро он вообще заявит, что не придет домой ночевать!) А не рановато тебе до одиннадцати торчать неизвестно где? Чтобы в девять был дома! И, вообще, лучше заняться уроками!
Д: Ну мама! Я уже обещал! (Как ты можешь со мной так поступать! Что скажут ребята! Я уже не маменькин сынок!)
М: Напрасно ты даешь такие обещания, не спросив взрослых! Мы еще поговорим об этом, когда придет с работы отец!
Д: … (…! Зря я вообще ей сказал! Прав Серега! Предкам лучше ничего не говорить и все делать по-своему. Поорут и успокоятся!)
Через пару недель. На часах - пол- двенадцатого вечера. Мать мечется от телефона к окну: "Господи! Наверняка случилось что-то ужасное! Он всегда предупреждает, когда задерживается!" Папа на кухне нахмурившись, достает успокоительное Раздается звонок… На пороге стоит сын…
М: Слава Богу! Жив, здоров! (Какое счастье! С ним все в порядке!). Я думала, я с ума сойду! (О родителях даже не подумал! Вот они, эти компании и тусовки! Я так и знала! Во что он превратится, если так пойдет дальше!). Тебе только-только исполнилось пятнадцать, а ты уже начал шататься по ночам! В страшном сне не могла представить, что мой сын будет бездельником и алкоголиком, а там и до наркотиков не далеко!
       Это, разумеется, пример совершенно деструктивного взаимодействия между подростком и взрослыми. Происходит это, в первую очередь, в семьях, не сумевших по той или иной причине благополучно решить проблемы взаимоотношений, возникавшие на более ранних стадиях развития ребенка. Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви с открытыми глазами и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители сумели достичь раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая, кстати, стала еще более нужной и важной.
       Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному.
        Даже подросток с такой характеристикой «...Любит потрепаться на любые темы в любое время, распорядок дня отсутствует, неряшливый и беззаботный внешне, любит болтаться с друзьями, сидеть за компьютером в чате, увлекается тем, чем увлекается компания, то есть любимое занятие – ничегонеделанье…» может испытывать сильный стресс, таких подростков беспокоят любые конфликты, даже если они к ним не относятся напрямую. Если подросток обнаружил, что он находится в открытом конфликте с другим человеком, то страдает он от этого больше, чем представитель любого другого типа личности. Первое желание подростка - уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе, поэтому ему свойственно оправдывать других "за недостатком улик" и извинять даже их неприличное поведение. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее всего на спасение хороших отношений между людьми, чем на разрешение проблемы.
        Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств.
         Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии:
не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий;
разделять чувства подростка – очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, постарайтесь подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;
     нужно стать терпеливым и внимательным слушателем: если тинейджер способен  рассказывать о своих проблемах, значит еще не все потеряно и он сможет с ними бороться;
    предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником и, по  возможности, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;
       будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
      подкрепляйте положительные качества подростка;
     стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
       если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью.
       Если помочь подростку справиться с собственными внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу.

Основные формы жестокого обращения   с детьми 

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
 
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
 
*      отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
 
*      отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

        Одна знаменитая актриса недавно сказала: «Порядочный человек это тот, который может совершить предательство только тогда, когда на его детей направлено дуло пистолета». Задумайтесь над этой фразой. Но сегодня мы не будем говорить о порядочности, мы поговорим о самом дорогом: о жизни и здоровье наших детей. Ведь когда дело касается жизни и здоровья детей все становится не важно – ни яхты, ни самолёты, ни последний рубль.
        Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
      В современном обществе наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков. И если раньше употребление данных веществ было постыдным, то курящая девушка, выпившие молодые люди, девушки и парни с бутылкой пива - очень распространенное явление. Эта проблема существует и у нас в колледже.
        Подростки в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет стараются попробовать все на свете. Они интересуются миром взрослых и хотят открыть его для себя. В числе прочего это означает, что они столкнутся с никотином и алкоголем, которые представляют вред для психического здоровья. У подростков возникает много вопросов об этих веществах. Они хотят точно знать, что эти вещества собой представляют, насколько они опасны. Поэтому мы должны уделять особое внимание этой теме.
     В рамках акции «STOP - табак» в колледже было проведено анкетирование среди учащихся по их отношению к вредным привычкам. Из 459 человек опрошено   140    учащихся.
     Уважаемые родители! Задумайтесь! Ведь это не просто цифры, за ними стоят наши с Вами дети. И именно от нас с Вами зависит их будущее.
 
Курят:
        да – 14 человек ( 10%);
        нет – 126 человек ( 90% );
Курят иногда:
         да – 28 человек (20%);
         нет – 112 человек (80%)
Считают, что курение влияет на здоровье:
         да – 126 человек (90%);
         не влияет –  6 человек (4%);
         не знают –8 человек (6%);
 Отношение к сигарете:
         положительное – 7 человек (5%);
         отрицательное – 88 человек (63%);
         нейтральное – 45 человек (32%);                                                       
 Видели, как употребляют наркотики:
          да – 16 человек (11,5%);
          нет – 124 человека ( 88,5%);
Есть друзья, знакомые, употребляющие наркотики:
          да – 11 человек ( 8% ) ; 
          нет – 129 человек ( 82%);
Пробовали наркотики:
          да –4 человека (3%) ;    
          нет – 136 человек (97%)
Если предложат, то попробуют:
           да – 6 человек (4%) ;
           нет – 128 человек (92%);
           подумают – 6 человек (4%).
Отношение к наркотикам:
               положительное – 2 человека (2%);
               отрицательное – 133 человека (95%);
               нейтральное – 5 человек (3%).
 Алкогольные напитки употребляют:
·        По праздникам – 80 человек (58%)
·        По выходным – 2 человека (2%)
·        Не употребляют вообще – 58 человек  (40%)   
Впервые попробовали алкогольные напитки:
·        Дома - 94 человека (67%)
·        В колледже - 1 человек (1%)
·        Не пробовали – 45 человек (32%)
Были неприятности из-за употребления алкогольных напитков:
·        Да - 17 человек (12%);
·        Нет –123 человека (88%);
Вреден ли алкоголь для здоровья человека:
·        Если в небольшом количестве, то нет - 45 человек (32%)
·        Да вреден – 95 человек (68%)
 
 Отношение к алкогольным напиткам:
·        Положительное – 2 человека (2%)
·        Отрицательное - 59 человек (42%)
·        Нейтральное - 79 человек (56%)
 
       «Человек, переставший курить и пить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни» Л.Н.Толстой.
          Не забывайте, что именно семья является базовым институтом воспитания, духовный микроклимат которого определяет уровень воспитанности ребёнка.
 

    Автоматический переводчик

     

    Местное время

    Погода

      Несвиж  

    Счетчик посещений

    счетчик посещений
     
     
     
    Адрес: г. Несвиж, ул. Чкалова 8
    Телефон: 8-01770-5-91-46
    Электронная почта:
    nesvizh-sspk@minsk-region.edu.by