г.Несвиж, ул.Чкалова,8 тел.8(01770)5-91-46
Управление образования Минского облисполкома

Учреждение образования
НЕСВИЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ЯКУБА КОЛАСА

ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫПУСКНИКИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА ЖИВЁМ БЕЗОПАСНО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ КОНТАКТЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА СППС, телефоны доверия 8-029-899-04-01
Директор
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ЖУРАВЛЁВА

Горячие новости

22.06.2017
22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

подробнее...

16.06.2017
Трудовое студенческое лето – в разгаре

подробнее...

14.06.2017
ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ

подробнее...

13.06.2017
Второй этап областного конкурса "Информационные технологии в профобразовании"

подробнее...

02.06.2017
ДЕКАДА БОРЬБЫ С КУРЕНИЕМ

подробнее...

музей

Внимание! раздел находится в разработке.

Идея создания музея возникла в результате написания исследовательской работы, «Времен связующая нить», учащимися объединения по интересам Спадчына», которое существует на базе учреждения образования. Работа по созданию музея осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе сформирована рабочая группа по подготовке проекта, распределены обязанности, определены основные разделы экспозиции. На втором этапе разработан и утвержден бизнес-план проекта. Третий этап – это этап сбора информации и экспонатов. В нем приняли участие преподаватели, учащиеся, учебного заведения, члены рабочей группы. Ими были собраны фотографии, личные вещи, награды, документы учеников и учителей разных периодов обучения, записаны их воспоминания. Все вещественные источники систематизированы согласно спланированным разделам экспозиции. Следующий этап в работе - это изготовление и художественное оформление стендов экспозиции, разработка оформительского дизайна. Эта работа была выполнена учащимися выпускной группы специальности «Дизайн» и стала их дипломным проектом. Заключительный этап работы - это разработка маршрута экскурсии, создание контрольного и индивидуального текстов экскурсии на основе музейной экспозиции, составление технологической карты экскурсии и подготовка экскурсоводов из числа учащихся специальности «Туризм и гостеприимство», членов объединения по интересам Спадчына».

 

    
 
 

Экспозиция музея состоит из семи разделов:

  1. «Становление системы образования в регионе»,
  2. «У истоков образования» (История Несвижской учительской семинарии 1875 г.),
  3. «Времен связующая нить» (История Несвижского педагогического училища 1944-1956 г.г.),»
  4. «История Несвижской школы-интерната» (1956-1984 г.г.),
  5. «Продолжатели» (История Несвижского педагогического училища 1984-1994 г. г.),
  6. «Колледж больших надежд» (История учреждения образования «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа»),
  7. «Юбилейные даты учебного заведения».

 Каждый стенд экспозиции отражает историю образования отдельного периода.

Первый стенд, «СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ», отражает развитие образования в период с 16 по 18 век. Здесь представлен материал по истории развития системы образования, истории города Несвижа, архитектурных памятниках, истории их строительства и функционирования, основателях и ординатах города Несвижа, выдающихся людях, которые внесли вклад в развитии истории, культуры и образования города – М.Радзивилл Сиротка, Т.Маковский, С.Будный, Дж.М.Бернардони, В.Сырокомля, организации типографии, открытии «кадетского корпуса» М.К.Радзивиллом Рыбонькой.

Важная роль в системе образования принадлежит педагогическим учебным заведениям. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в Несвиже начинается с 19 века, когда в городе, 3 июля 1875г., была открыта Несвижская учительская семинария. Материалы стенда, «У истоков образования», рассказывают об известных учениках семинарии: этнографе и историке Адаме Багдановиче, фольклористе Павлюке Демидовиче, драматурге Василии Сташевском, наркоме юстиции БССР Александре Сташевском, этнографе Александре Сержпутовском, первом наркоме здравохранения Александре Сенкевиче, писателе Кузьме Черном, классике белорусской литературы Якубе Коласе, которые учились в Несвижской семинарии.

Продолжение славных традиций Несвижской учительской семинарии в подготовке педагогических кадров – это история и деятельность Несвижского педагогического училища 1944-1956 г.г. На стенде, «ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ», представлены архивные материалы, приказы о его открытии и деятельности, о первом директоре Савченко А.П., первых преподавателях, фотографии и списки первого состава учителей и учащихся. Фотографии жизни и быта учебного заведения и его обитателей, В витринах размещены нормативные документы педагогического училища (Устав), постановление о передаче учебному заведению здания монастыря и его хозяйственных построек, документ о присвоении училищу имени Якуба Коласа. Особый интерес при проведении экскурсий вызывает осмотр личных вещей преподавателей и учащихся педучилища – тетради учеников, конспекты, документы, справки, дипломы, личные вещи, рукописи стихов белорусского поэта Павлюка Пранузы – преподавателя училища, личные вещи и дипломы Бруя Валентина Захаровича и Сакович Янины Адамовны– выпускников педучилища, а в 1984 г. – директора и завуча Несвижского педагогического училища

История образования и педагогики на протяжении столетий остаётся неисчерпаемым источником опыта, который может и должен использоваться потомками, ведь новое – это хорошо забытое старое.

История нашего учебного заведения состоит из трёх периодов:
1. исНесвижскойижской учительской семинарии;
2. исНесвижскогожского педагогического училища имени Якуба Коласа послевоенного периода (1944 – 1956)
3. исНесвижскогожского педагогического училища (с 1984 гоНесвижскогожского государственного колледжа имени Якуба Коласа (с 2008 года)
Главные герои летописи – преподаватели и учащиеся перечисленных учебных заведений – обыкновенные люди, но есть у них какая-то сила вдохновения, осмысления своей необходимости и пользы в этом мире. У них есть талант трудиться, в голове – ум, а в сердце – чувства. Ещё одной важной чертой характера обладают они – ответственностью за дело, которое им поручено, за людей, которыми они руководят. Не все имена будут названы… С памяти людской многое ушло безвозвратно… Это своеобразная летопись о тех, кто учился и работал в учебном заведении, кто какую-то часть своей жизни провёл в удивительно красивом городе и необыкновенном учебном заведении.
 
Чтобы определить место учительских семинарий в развитии образования и науки, необходимо обратиться к истории их основания.
Семинария ( отSeminariumnarium – рассадник, в переносном значении – школа) – среднее учебное заведение в XXXвв XX вв., которое готовило учителей для начальных и духовных школ. Таким образом, существовали духовные семинарии (православные и католические) и учительские.
Первая в Белоруссии учительская семинария была открыта в 1775 году в Вильно. В 1915 году мужские семинарии действовали в Молодечно, Несвиже, Полоцке, Рогачёве, Свислочи; женские – в Борисове и Орше.
Преподавательский штата учительских семинарий состоял из директора, законоучителя, трёх штатных учителей, нештатных учителей графических искусств и ремёсел и одного штатного учителя начального училища.
Несвижская учительская семинария – учебное заведение, которое готовило учителей начальных школ. Созданное в 1875 году вместо закрытого доминиканского монастыря по инициативе министра образования России графа Д.А.Толстого и попечителя Виленского учебного округа М.А.Сергиевского как «образовательный форпост, который будет служить отпором польскому католичеству». В семинарии предполагался трёхлетний курс подготовки учителей в начальное народное училище Виленского учебного округа, преимущественно Минской губернии. Семинаристы изучали закон божий, главные основания педагогики, русский и церковнославянский языки, арифметику, главные основания геометрии, землемерие, линейное черчение, русскую историю, краткую всеобщую и более подробную русскую география, главные сведения, необходимые для понимания явлений природы, чистописание и пение, обучались ремёслам по выбору совета. К поступающим в семинарию предъявлялись определённые требования: это должны были быть «молодые люди преимущественно крестьянского сословия, исключительно православного вероисповедования, здоровые и не имеющие физических недостатков». Зачисления проводилось после приёмных испытаний, где нужно было продемонстрировать знания по закону божьему, по русскому языку, арифметике и пению.
Согласно воспоминаниям одного из воспитанников В. Томки, семинария выглядела так: «Посреди рыночной площади, вымощенной большими камнями, возвышалась ратуша, а вокруг неё – невысокие кирпичные торговые ряды. За ратушей стояло двухэтажное здание, побеленное и оштукатуренное, с большими окнами и вывеской, на которой позолоченными буквами было написано «Учительская семинария». К главному зданию присоединялись два двухэтажных с более низкими крылами, что позволяло создать внутренний закрытый с трёх сторон семинарский двор. В нашем крыле были квартиры учителей семинарии, интернатская кухня и комнаты хозяйственного назначения».
Якуб Колас, выпускник семинарии, вспоминает: «Одевались мы в семинарии просто. Не знаю, можно ли назвать эту одежду формою. Что-то похожее носили и ученики землемерских школ. Сверху – чёрное пальто. Шапка – чёрная, ободок синеватый, на нём кокарда с буквами «УС» - «Учительская семинария». Штаны также носили чёрные, заправляли в сапоги с напуском. А рубашка – с красного ситца русского покроя, так называемая косоворотка…
Учиться, особенно на первой поре, приходилось много… но моё обучение двигали вперёд две вещи. Сначала – личное самолюбие: как это я могу получить двойку, а сосед по лавке огребает пятёрки. Потом – каждый из нас боялся, чтоб не отчислили, когда начнёшь отставать. Придравшись к случаю, выбрасывали и способных парней за их ершистость… Крепко держали нас в рамках».
В семинарии были физический и природоведческий кабинеты, химическая лаборатория, актовый зал, класс для занятий ручным трудом, общежитие для учащихся. При семинарии действовало образцовое начальное училище, метеорологическая станция ( с 1900 года), работал музей наглядных учебных пособий и приспособлений. В 1914 году в фундаментальной библиотеке имелось 1850 наименований книг (3630 томов), в ученической – 980 (1710 томов).
Несвижская учительская семинария сыграла важную роль в развитии образования, в формировании общественной мысли города и всей Белоруссии. в разное время в семинарии учились известные деятели белорусской культуры: Александр КазимиСержпутовскийовский (этнограф, фольклорист, рукописное наследство которого хранится в музее этнографии Санкт-Петербурга, в Российской и Белорусской Академиях наук), Константин Михайлович Мицкевич (Якуб Колас), Василий Петрович СташевБазыльБазыль Сташевский, белорусский писатель, общественный деятель), Александр Антонович Сенкевич (один из организаторов нелегального съезда 1906 гНиколаевщинеевщине), М. Романовский (Кузьма Чёрный).
В семинарии преподавало много талантливых педагогов: директор П.Д.Мелиоранский, кандидат С.-Петербургской духовной академии, Ф.А.Кудринский, преподаватель церковнославянского и русского языков,священниБогдановскийовский, Л.К.Лычковский, преподаватель математики и физикиВигилёвигилёв, преподаватель истории, географии, природоведенияКосткаКостка, учитель чистописания и рисования; унтер-офицер М.В.Петрович, преподаватель гимнастики и ремесла; Д.А.Степура БройкоБройко, преподаватели пения. Таким образНесвижскойижской учительской семинарии под влиянием талантливых, одержимых своим трудом педагогов были воспитаны настоящие сыны белорусского народа.  
В августе 1915 года семинария эвакуирована в город Вязьма Смоленской губернии. В Первую мировую войну учащиеся работали санитарами в местном военном госпитале, педагогический совет ежемесячно жертвовал средства Российскому Красному Кресту.
После февральской революции 1917 гНесвижскуюижскую учительскую семинарию разрешалось принимать лиц неправославного вероисповедования и женского пола. во время Великой Отечественной войны здание учительской семинарии было разрушено и в послевоенные годы не восстанавливалось.
 
Но, придерживаясь традиций педагогического образования в Несвиже, 24 сентября 1944 года постановлБарановичскогочского обкома КП(б)Б и облисполкома было открыто педагогическое училище. Работу в педучилище начали с тремя преподавателями, которые были приНаркомпросомпросом БССР. Первым директором стал Савченко Артём Петрович, завуПровашинскийинский А.Е. В числе первых преподавателеПогоцкийгоцкий Казимир Иосифович.
Через районные газеты и объявления дирекция педучилища уведомила о первом наборе. За две недели – до 20 октября 1944 года – поступило 17 заявлений. И только в ноябре было зачислено в три класса 227 человек. В Несвиж приехали юноши и из окрестных деревень и хуторов. У них было одно желание – овладеть знаниями, стать полезными своей Родине.
Несмотря на трудности, к 12 ноября набор и размещение учащихся были закончены, организована работа столовой, а через день начались первые занятия. В распоряжении педучилища не было учебников, библиотеки, поэтому большим событием было получение 20 экземпляров учебников по разным предметам из Гомельского педучилища. Это составляло первоначально материальную базу.
Одна из первых учащихся педучЖишкевичшкевич Елена Адамовна вспоминает:
«Первый набор осуществлялся на базе семи классов. В Копыль, где я жила в то время, приехал учитель из Несвижа и предложил тем, у кого есть желание, поступить в педучилище. Я сразу загорелась этой идеей. Транспорта не было, до Несвижа добирались пешком, но учиться очень хотелось. Особенно сложно было первое время. Действовала карточная система: каждому учащемуся на день выдавали 0,5 кг хлеба, но этого едва хватало. Остро ощущалась нехватка книг, тетрадей. Писали чернилами на старых газетах. Особенно мне запомнился эпизод, который произошёл на первом курсе. Нам было задано прочитать роман «Война и мир». Но книгу эту достать оказалось сложно. И однодногруппницаппница всё же нашла её, но на польском языке. А я тогда относительно хорошо владела этим языком. Поэтому я читала и переводила, а остальные слушали. А на втором курсе русскую литературу у нас вёл Пранузоранузо, очень интересный человек, и на уроках у него было интересно.»
Интерес представляют и воспоминания Павла Кузьмича Пранузы:
«Меня удивили первые встречи с учащимися. Юноши и девушки были одедеревенскивенски, на некоторых видел телогрейки и шинели с отцовских плеч. Они часто просили меня рассказать о войне, о друзьях-фронтовиках. На первых уроках я интересовался биографиями своих учеников. Некоторые из них были моложе меня всего на 4 – 5 лет и своими глазами видели ужасы войны. Они очень болезненно переживали, что целых три года не могли учиться, приобретать знания и, как говорится, были переростками»
Со временем пополнился состав преподавателей, пришли бывшие фронтовики: историк С.А.Воронов, физик Б.А.Сосновский, преподаватели физкультуры В.С.КиселёвЛисенковсенков, языковеды В.И.КуликовскаяМариковарикова, Г.Л.Кругликов, А.Ф.Воронова, преподаватели музыки П.М.КосачТроськароська.
В марте 1945 года количество учащихся увеличилось: 105 челопедкурсовкурсов было переведено в педучилище, но это была молодёжь с разной подготовкой. Таким образом, педучилище имело 13 групп вместе с двумя подготовительными. В 1945 году состоялся первый выпуск специалистов в количестве 44 человек. Многие выпускники не остановились на достигнутом и закончили учительский институт.
В связи с тем, что педучилище не имело помещений для учебных занятий, испНесвижскогожского райсовета принял решение о перНесвижскомужскому педучилищу здания бывшего монабенедиктинокктинок и земельных угодий, принадлежащих монастырю.
С 3 марта 1946 года педучилище стало носить имя Якуба Коласа.
В 1946 – 1947 учебном году педучилище переведено на четырёхлетнее обучение. Новой вехой в организации деятельности учебного заведения стало принятие в феврале 1949 года основного нормативного «УНесвижскогожского педагогического училища». В уставе определялись права и обязанности учащихся педагогического училища, определялись условия поступления в учебное заведение, организация учебного процесса
В педагогическом училище кипела бурная, активная жизнь. Особое внимание обращалось на формирование у учащихся материалистического мировоззрения. Проводились вечера, читались лекции, доклады о великих людях нашей страны, проводились встречи с участниками войны. Большая работа проводилась среди учащихся по эстетическому воспитанию. За время работы педучилища состоялось 4 больших литературных вечера с участием крупных русских и белорусских писателей и поэтов – ленинградского писателя, автора известного романа «Генералиссимус Суворов» - Леонтия Раковского, белорусских поэтов – лауреатов Сталинской премБровкоБровко, М. Танка, К. Крапивы, поэтов П.Панченко, П. Пестрдра и др.
В педагогическом училище работал литературный кружок, которым руководил Пранузоранузо, оркестр народных инструментов, проводились индивидуальными занятиями по музыке, учащиеся занимались в хоре.
Педагогическое училище функционировало 12 лет. За этот период было подготовлено около 1000 учителей. Но в 1956Несвижскоеижское педагогическое училище имени Якуба Коласа было закрыто, а его учащиеся переведены для дальнейшего обучеПинскоеинское педагогическое училище имени А.С.Пушкина (Приказ Министерства Просвещения БССР от 26.06.1956 г.)

    Автоматический переводчик

     

    Местное время

    Погода

      Несвиж  

    Счетчик посещений

    счетчик посещений
     
     
     
    Адрес: г. Несвиж, ул. Чкалова 8
    Телефон: 8-01770-5-91-46
    Электронная почта:
    nesvizh-sspk@minsk-region.edu.by